Прошли выборы. Все
мы знаем, кого и что мы выбрали. И все мы знаем, как
мы выбирали. Оправдало ли это событие наши
ожидания? Об этом будем судить гораздо позже. Но
мне думается, что не совсем.
Бескровная
революция
В связи с этими событиями хочется привести пример других
выборов на которых народ небольшого государства
добился несравненно больше, чем мы с вами, хотя
ситуация в этой стране в момент выборов была
гораздо сложнее. Конечно, речь пойдет не о
выборах исполнительной власти, а о президентских
выборах и это как нельзя к стати потому, что
вскоре нам тоже придется выбирать главу своей
страны.
Филиппины, февраль 1986 года. Убит Бенино
Акино (1983 г.). Два миллиона человек, стоящие на
коленях в молитве на улицах Манилы. Танки,
ползущие по мостовой, которым путь перекрыли не
противотанковые пушки, а живые тела филиппинцев.
Свержение безжалостного диктатора Маркоса,
который вскоре уехал из страны.
С особой силой любовь филиппинцев к
демократии проявилась именно в эти дни — о ней
свидетельствовали и кордоны монахинь,
распростерших руки вокруг алюминиевых
избирательных урн, и многочисленные группы
неподкупных наблюдателей за подсчетом голосов.
Верующие-католики задали мощный импульс этой
беспрецедентной акции, а евангельские христиане
организовали посменное наблюдение за ходом
выборов. Везде было слышно Священное Писание,
пение гимнов. Виднелись в руках распятия. По
радио «Варита» звучал призыв к покаянию.
Другой характерной чертой
филиппинских выборов явились неприкрытый цинизм
и жестокость клики Маркоса. Последняя даже не
утруждала себя попытками скрыть происходящее от
иностранных корреспондентов, и американские
телезрители с ужасом наблюдали, как под дулами
пистолетов изымались избирательные урны, как
«поштучно» покупались голоса избирателей, как
тысячи голосующих взашею выталкивались с
избирательных участков вооруженными
головорезами.
У самих филиппинцев не было
возможности увидеть эти репортажи;
государственное телевидение уверяло, что все
идет нормально, что отмечены лишь единичные
случаи нарушений в ходе голосования. Но миллионы
филиппинцев все равно посчитали себя обманутыми,
а результаты выборов сфабрикованными.
В конечном итоге Церковь взяла на себя
ответственность за жизнь страны. Она не просто
лишила своей поддержки диктатора, но и сыграла
решающую роль в свержении Маркоса, отказавшись
признать законность коррумпированного
репрессивного режима. Церковные руководители
поддержали идею ненасильственного гражданского
неповиновения: «Правительство, добивающееся
власти или удерживающее ее обманным путем,
несостоятельно с моральной точки зрения. Если
такое правительство не желает добровольной
отставкой исправить все то зло, что оно причинило
людям, то наш нравственный долг, как и всего
народа, — заставить правительство подать в
отставку».
Тем не менее епископы призывали людей
не впадать в грех братоубийства. Некоторые
американские корреспонденты покидали митинг,
недоуменно покачивая головами: разве можно
подобными ненасильственными методами и
молитвами осуществить настоящую революцию?
Оказалось, что можно. Новым
президентом Филиппин стала христианка — Корасон
Акино. В страну пришла долгожданная свобода.
И самое примечательное в филиппинских
событиях — это то, что миллионы людей поверили в
силу молитвы, а не в силу политиков. Они поверили,
что призыв: «Покайтесь, обратитесь и доверьтесь
Христу» может смести даже безжалостного
диктатора и коренным образом изменить положение
дел в стране.